Митрополит Бориспольский Антоний: Приезд Константинопольского Патриарха в Киев не стал значительным событием в духовной жизни Украины

12

Киев, 8 октября 2021 г.

    

Управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний в интервью РИА «Новости» рассказал, в частности, об итогах недавно состоявшегося визита Константинопольского Патриарха Варфоломея в Киев и о том, как в Поместных Православных Церквах воспринимают украинский раскол, передает Патриархия.ru.

По словам иерарха Украинской Православной Церкви, визит главы Фанара, «помимо привнесения новых проблем и разделительных линий в украинское общество, ничем особым не запомнился». Более того, он спровоцировал ухудшение ситуации в некоторых регионах Украины: местные власти, расценив приезд Патриарха Варфоломея как сигнал поддержки ПЦУ со стороны высшего руководства государства, «стали еще более активно содействовать нарушению прав верующих Украинской Православной Церкви».

Архипастырь подчеркнул, что приезд Константинопольского Патриарха в Киев не стал значительным событием в духовной жизни Украины, и сыграл во многом против непосредственно главы Фанара: «Весь православный мир увидел, что за решением легализовать раскольников из «Украинской автокефальной православной церкви» и «Украинской православной церкви Киевского патриархата» не стоит желание украинского народа, что у такого шага, в реальности, мизерная поддержка. А раз так, то выходит, что в Константинополе обманывали и себя, и другие Поместные Церкви, когда утверждали, что предоставление автокефалии для Украины основывается на запросе со стороны подавляющего большинства украинцев».

Помимо этого, по мнению иерарха, ПЦУ переживает собственный раскол: «Филарет Денисенко воссоздает «независимый Киевский патриархат», поскольку считает, что «томос» подчинил украинских раскольников Стамбулу. Более того, он поставил под сомнение правомочность избрания Думенко главой ПЦУ. Ведь, как указывает «патриарх», Епифаний не был избран поместным «собором» ПЦУ. Что интересно — такую позицию поддерживает и ряд влиятельных «епископов» так называемой православной церкви Украины. Они считают, что были обмануты: в свое время им гарантировали проведение «поместного собора», по итогам которого мог появиться совершенно иной глава ПЦУ. На это накладывается и неустроенность административной жизни структуры, возглавляемой Думенко. Там до сих пор в рамках того или иного региона вынуждены уживаться одновременно сразу несколько «епископов». Понятно, что это приводит к конфликтам и неурядицам».

По словам митрополита Бориспольского Антония, определенная напряженность существует и в отношениях раскольников с Фанаром. «Не все в ПЦУ согласны с прописанным в «томосе» обязательством передать заграничные приходы под контроль Константинопольского Патриархата, — констатировал иерарх Украинской Православной Церкви. — Именно поэтому сторонники созданной при поддержке Порошенко структуры ищут сейчас возможности для пересмотра выданного Патриархом Варфоломеем указа. Тот же Всемирный конгресс украинцев уже поставил перед фанариотами вопрос расширения юрисдикции ПЦУ за пределы Украины. И вполне очевидно, что Константинопольскому Патриархату это не очень нравится: тем самым подвергается сомнению закрепленное «томосом» главенство Фанара над ПЦУ, предполагающее лишь согласие украинских раскольников с теми или иными решениями управляющей ими «церкви-матери»».

Владыка Антоний также заметил, что, несмотря на то, что на данный момент ПЦУ формально признана тремя Поместными Церквами — Александрийской, Элладской и Кипрской — внутри каждой из этих Церквей существует серьезное несогласие с решениями их предстоятелей поддержать легализацию ПЦУ. Так, в Александрийском Патриархате группа клириков подняла вопрос о переходе в другую юрисдикцию, поскольку не желает быть под омофором того, кто признал раскольников и тем самым сам переступил черту раскола.

«Недовольны антиканоническим шагом своего главы и в Элладской Церкви. Стоит хотя бы вспомнить тот факт, что в 2019 году бывшим митрополитам Украинской Православной Церкви, а ныне «иерархам ПЦУ» Симеону (Шостацкому) и Александру (Драбинко), которые находились, как указывалось в соответствующих анонсах, в «первом большом паломничестве в Грецию после признания ПЦУ Элладской Православной Церковью», было отказано в совершении Литургии в храмах Элладской Церкви. Очень мощная оппозиция решению Архиепископа Хризостома по украинскому вопросу наблюдается в Кипрской Церкви. В частности, митрополит Лимасольский Афанасий не считает Епифания каноническим предстоятелем по причинам, указанным в священных канонах. Более того, владыка, который обладает большим авторитетом в церковной среде, не согласен с признанием главой Кипрской Церкви ПЦУ, поскольку оно произошло без уведомления и без согласия Священного Синода», — подчеркнул архипастырь.

Комментируя возможность наделить Иерусалимский или Антиохийский Патриархат полномочиями координатора в мировом Православии, поскольку эти Церкви входят в число первенствующих престолов в диптихе, управляющий делами Украинской Православной Церкви заявил, что это нужно решать соборно. Он также напомнил о том, что в истории Церкви имеет место много случаев, когда Соборы осуждали те или иные действия Константинопольского Патриархата и распространившиеся в нем ереси. В качестве примера иерарх привел созыв в 1443 году Иерусалимским Патриархом Собора Предстоятелей Восточных Церквей, на котором были осуждены Фераро-Флорентийская уния Константинопольского Патриархата с католиками и сам Константинопольский патриарх-униат Митрофан II с иерархами, предавшими с ним православную веру.

«Еще можно вспомнить проведение в Иерусалиме Собора 513 года, который выступил против распространившейся в Константинопольской Церкви ереси монофизитства, и Собора 1672 года, чьим итогом стало утверждение Православного Исповедания Веры в 18 главах, которое со временем утвердилось в качестве важного вероучительного документа всей Православной Церкви», — сказал митрополит Антоний.

Касаясь конфликта, разгоревшегося между Антиохийской и Иерусалимской Православными Церквами из-за канонической юрисдикции над Катаром, иерарх отметил, что в настоящее время «на уровне данных Церквей прорабатываются механизмы решения соответствующей проблемы». «Будем надеяться, что все завершится ее полноценным урегулированием. Это очень важно, поскольку на фоне вызовов, которые генерируются на берегах Босфора для всей Вселенской Церкви, у нас попросту нет права на усугубление конфликтов»,— констатировал митрополит Бориспольский и Броварской Антоний.

источник

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ